?

Log in

No account? Create an account
Helmet, protective gear and common sense
С одной стороны, человек, который чем-то занят, нуждается в том,… 
21st-Nov-2012 10:52 pm
blond
С одной стороны, человек, который чем-то занят, нуждается в том, чтобы его хвалили. Потому что без ощущения успеха, без ощущения, что в усилиях есть смысл, сложно двигаться вперёд.

С другой стороны, критика задаёт направление роста, ориентиры, куда стремиться дальше.

Что вы об этом думаете? Тема приложима к самым разным ситуациям: воспитание, самообразование, профессиональный рост, менеджмент, качество продукции и т.п.
Comments 
21st-Nov-2012 06:57 pm (UTC)
Слушай, ну что тут можно думать. Золотая середина нужна, ваш К. О. Ребенка я стараюсь хвалить и критиковать более-менее симметрично, при этом критиковать только конструктивно, по принципу "критикуешь -- предлагай". Мне самой, выращенной в других условиях, наверное, уже ничего не поможет: жажда похвалы где-то даже болезненная, но при этом я никогда ей не верю.
21st-Nov-2012 07:02 pm (UTC)
А в других - в каких? В которую сторону?
21st-Nov-2012 07:06 pm (UTC)
Пятерка -- это совершенно нормально, обыденно, любой человек без психиатрического диагноза в состоянии освоить школьную программу на пятерки. Четверка -- ты не заболела? если нет, то ты непозволительно обленилась.
21st-Nov-2012 07:15 pm (UTC)
Критику человек обычно принимает от людей, в качестве понимания которых он уверен. Ну не воспринимать же всерьез множественных "кг/ам"- критиков?

Похвала же ему обычно подходит любая.
22nd-Nov-2012 06:02 am (UTC)
Ну вот ниже пишут, что раздражает, если хвалят за ерунду.

А меня смущает похвала, если:
- я не приложила усилий
- это завуалированная лесть и манипуляций, как типа когда начальник говорит "я знаю тебя как человека, который очень хорошо умеет X", прежде чем поручить тебе неприятную работу X
22nd-Nov-2012 07:51 am (UTC)
На мой взгляд, первое твое смущение совершенно напрасно. Хвалят ведь не за усилия, а за результат.

Ну а второе - да, игры в психологию. Не смущает даже, а раздражает.
21st-Nov-2012 07:28 pm (UTC)
А почему это две стороны? Полезная обратная связь в себя включает как признание успеха, так и толчок к дальнейшему развитию.
Ты молодец - приложил усилия, получил результат, если тебе интересно, то ты еще можешь научиться тому-то и тому-то.
Пятерка - ты молодец, ты думал, тренировался, получил результат. Если тебе интересно, то кроме школьной программы есть еще вот такое. Хочешь?
Четверка - ты молодец, ты думал, тренировался, получил результат. Давай подумаем, какие ошибки ты сделал и как их исправить в будущем. Не хочешь? Не интересно? Ура, займемся чем-нибудь другим, что тебе интереснее.


22nd-Nov-2012 06:04 am (UTC)
Мне кажется, это воспринимается как две стороны, если считать результат работы как нечто монолитное и "навсегда" тебя характеризующее. Типа, или пан или пропал. Сдал или завалил.

Я тут плохо формулирую, но мне кажется, это определённый образ мысли
21st-Nov-2012 07:32 pm (UTC)
По ситуации. И для разных людей в разном соотношении.

Лично для меня, в мою сторону -- лучше любая похвала и побольше. Во-первых, потому что раскритиковать я уже сама себя могу и строже. Во-вторых, половине похвалы я все равно не поверю.

А вот про детей. Еще сложнее и индивидуально.
Там, где объективно можно оценить движение -- хвалить и обращать внимание на это движение просто. Проще всего с математикой. Например, вчера решил сто примеров за десять минут, сегодня - за 9 мин 50 сек -- молодец, продолжай в том же духе.
Там, где оценить прогресс, рост трудно приходится выкручиваться. И тут, пожалуй, похвалы идет больше, потому что получателю кажется, что ничего не происходит.
Абстрактные вещи я вовсе не критикую. Рисование, например. Неважно что и как -- главное задумался, взял лист бумаги и нарисовал.

Ну и вообще я своего внутреннего перфекциониста тихо сживаю со света, правда, он сопротивляется.
22nd-Nov-2012 06:05 am (UTC)
Да! По ситуации. Я очень долго к этому шла почему-то, но ведь по реакции контрагента (ребёнка, подчинённого) не так уж сложно определить, готов он к восприятию критики своей работы или она ему сейчас чересчур.
22nd-Nov-2012 08:33 am (UTC)
Даже если контекст может быть одинаковый у всех, то все люди разные и отношение к получаемой критике/похвале разное.

Ваши слова: "не так уж сложно определить, готов он к восприятию критики своей работы или она ему сейчас чересчур".

Конкретный пример.

Я иной раз попадаю через ленту друзей в посты http://lerabel-studia.livejournal.com/.
Это виртуальная изостудия. Участники родители - работают телефоном: передают задания учителя детям - получают результат - публикуют результат - получают пожелания учителя - передают ребенку и так много раз.
Чем интересно наблюдать за постами. Не только детские работы интересны.
Интересно: какие все разные. Что говорят родители, хвалят ли, критикуют, и готовы ли эти родители передавать пожелания учителя, которые могут быть критичными, но служат базой для роста в мастерстве, а если передавать, то в какой форме.

А поскольку я равнодушна к "а мой ребенок такое не умеет" применительно к рисованию, то могу читать спокойно тамошние обсуждения :-)

21st-Nov-2012 07:39 pm (UTC)
По ситуации, как еще. Бывают вообще люди с внутренней референцией, которые хвалу и клевету приемлют не то что бы равнодушно, но не особо от этого зависят. Меня раздражает, когда хвалят за ерунду и когда ругают не по делу. Обратная связь не обязана строиться по принципу "хорошо-плохо". Полезнее "в следующий раз сделай так-то и так-то, обрати внимание вот на что, вместо Х попробуй У".
21st-Nov-2012 07:56 pm (UTC)
А знаешь ли ты происхождение слова "стимул"? ;-)
21st-Nov-2012 08:06 pm (UTC)
я думала, что это две стороны обратной связи; баланс, конечно, зависит от ситуации, но одно без другого - это уже ущербная обратная связь.
но! "критика" в моем понимании не значит "обосрать". она должна быть конструктивной. она может быть нежной-нежной, если объект трепетный.
21st-Nov-2012 08:11 pm (UTC)
Я думаю так (исключительно на своем опыте): сначала надо, чтобы больше хвалили. Критиковать довольно бессмысленно, ведь понятно, что у новичка, скорее всего, поначалу все будет очень и очень плохо на фоне среднего специалиста, например, ну, или на кого там равняться. Поэтому надо хвалить, чтобы запал не пропал :) Хорошо, конечно, когда при этом ошибки кто-то исправляет, но не ругает, не торопит — а так, между делом вносит рац. предложения.

Вот потом, когда ученик окреп и возмужал, когда он уже уверен в себе, тогда критиковать, потому что там уже он и сам знает, что не лыком шит, а критика очень помогает исправить косяки, которые он сам не замечает, подсказывает новые идеи и т.д.

Edited at 2012-11-21 08:14 pm (UTC)
21st-Nov-2012 09:02 pm (UTC)
Критика НЕ задаёт направление роста и ориентиры, куда стремиться дальше.
Она только уменьшает количество энергии.
21st-Nov-2012 10:36 pm (UTC)
Как упакуешь.
22nd-Nov-2012 02:08 am (UTC)
Задаёт! Ты обращаешь внимание человека на вещи, о которых он до сих пор даже не задумывался.

Я про это каждый раз думаю, когда вижу, как сильно падает качество продукта в "не-критикующих" средах. Постепенно съезжают вниз коллективные представления о том, что такое "хорошо".

С последствиями воспитания "всё, что мой ребёнок делает, офигенно!" я тоже столкнулась, и это очень фигово, полное отсутствие ориентиров и самооценка ниже плинтуса :(
22nd-Nov-2012 08:38 am (UTC)
мне кажется, что критика хороша, если на нее был запрос. потому что бывает, что человек критику воспринять вовсе не готов, и тогда она не задает ориентиров, а вызывает раздражение и сопротивление.
с похвалой чорт его знает. искреннее доброе слово и кошке приятно, но некоторые люди рассказывали, что их похвала расхолаживает.

Edited at 2012-11-22 08:38 am (UTC)
23rd-Nov-2012 11:02 pm (UTC)
я думаю так же)
This page was loaded Nov 20th 2019, 5:05 pm GMT.