?

Log in

No account? Create an account
Helmet, protective gear and common sense
* буду мочь 
27th-Feb-2013 10:29 am
new year
Дорогие лингвисты, а правда же "буду мочь" сказать нельзя? А почему?
Comments 
27th-Feb-2013 07:04 am (UTC)
Нельзя, потому что это [как бы] модальный глагол.
Точно так же нельзя сказать "я буду уметь", например (я сумею). (засомневалась)

Но точно ведь нельзя сказать: "я буду мочь бегать", например.
"Я буду уметь бегать" или "Я буду любить бегать" тоже коряво звучит.



Edited at 2013-02-27 07:15 am (UTC)
27th-Feb-2013 07:18 am (UTC)
такое ощущение, что будущее время с несовершенным видом вообще какое-то редкое
27th-Feb-2013 07:19 am (UTC)
Формально нельзя. А в шуточно-ироничном, как мне кажется, можно.
Думаю, что в РГ точно должно быть объяснение и список глаголов, которые не имеют форму с быть.
27th-Feb-2013 07:23 am (UTC)
В смысле, в АГ?
27th-Feb-2013 07:27 am (UTC)
С первой попытки не нашла

http://rusgram.narod.ru/1490-1515.html#1493
27th-Feb-2013 07:28 am (UTC)
будущее время этого глагола : "смогу". "Буду уметь" как раз можно.
27th-Feb-2013 07:55 am (UTC)
я не про форму "смогу", а именно про сложное будущее - http://rusgram.narod.ru/1490-1515.html#1493
27th-Feb-2013 11:07 am (UTC)
Смогу - это не форма глагола "мочь". Это простое будущее от "смочь". Это разные глаголы.
(Deleted comment)
27th-Feb-2013 07:56 am (UTC)
Понял, что ответа не знаю. Единственный аналог - *буду быть, но это все-таки совсем особый глагол.
(А сказать, конечно, нельзя).
Комментарии весьма увлекательные.
27th-Feb-2013 08:02 am (UTC)
*буду видеть

можно или нет?
27th-Feb-2013 10:09 am (UTC)
Да, у будущего НСВ вообще много загадочных ограничений. И СВ в формах будущего времени очень много где захватывает зоны, которые в прошедшем времени обслуживает НСВ.
Вот, например, есть про это недавняя интересная статья Падучевой: http://lexicograph.ruslang.ru/TextPdf2/symmetr-2010.pdf Там про другие глаголы, но тоже много увлекательного.
А у "мочь" много разных значений, не все из которых, кажется, с будущим НСВ по разным причинам хороши. Но кое-какие вполне, казалось бы, хороши:
На богатой свадьбе калым мог доходить до 100-120 рублей (НКРЯ) / Лет через сто калым на богатой свадьбе сможет доходить / ?будет мочь доходить до 100-120 рублей
С их помощью насекомые также могли воспринимать свет. (НКРЯ) / С их помощью насекомые, которые буду населять Землю через миллионы лет, ?будут мочь / смогут / будут в состоянии воспринимать свет.
Окказионально, кстати, что-то такое все-таки встречается:
Скоро наступит время, что уже никто не будет мочь гвоздь забить или у себя в хате обои поклеить (lovehate.ru)
(Хотя вообще и правда даже гугл и яндекс, которые находят все, для "буду мочь" находят в основном специфические контексты типа "мог, может и будет мочь")

Если пытаться это как-то семантически объяснить, я бы сказала, что, похоже, большинство употреблений мочь+инфинитивНСВ для прошедшего времени (типа тех, что выше) - описывают ситуации, жестко привязанные к участнику и релевантные, "пока существует участник" (то что называют individual level predicates). Т.е. для будущего времени, чтобы употребить НСВ нужен в идеале участник, не существующий к моменту речи (новый вид насекомых, новый тип свадеб), да еще такой, про которого мы можем с определенной уверенностью говорить, что он там может. Ситуация не невозможная, но с очевидностью более маргинальная, чем с прошедшим временем.
Но не невозможная тем не менее:
Новая система сможет / ?будет мочь решать поставленные задачи практически автономно (НКРЯ)
Тут в общем-то понятно, откуда СВ: важно не констатировать способности новой системы, а сопоставить их с ситуацией на момент речи (способностями старой системы: наша не может, а новая сможет). С прошедшим временем не так: для него прагматически вполне естественно просто констатировать ситуацию в прошлом (старая система не могла) и, наоборот, прагматически менее естественно сравнивать ее с какой-то предшествующей точкой. Хотя, опять же, вполне можно: до 19 века система не могла решать, а в 20-м смогла. Но для прошлого такой стабильной выделенной предшествующей точки, как момент речи, просто не будет.
Т.е. очень грубо я бы считала, что как-то так.

И будущее НСВ действительно в целом низкочастотное. У глаголов НСВ употреблений типа "буду делать" - по Национальному корпусу где-то 1% от всех употреблений, у СВ - примерно 10%. А если сравнивать между собой две формы будущего (хотя не знаю, насколько это корректно - все-таки очень уж разные формально вещи), то еще нагляднее: будущего СВ - процентов 80 (а остальное - формы типа "буду делать" и формы типа "буду красивой"). Для прошедшего времени НСВ и СВ - где-то поровну.

Ну и, кстати, в целом низкочастотны сочетания мочь+НСВ (почему - это уже тоже отдельный вопрос). По корпусу выходит для прошедшего времени "мог делать" - 2 176, "мог сделать" - 670 (в целом употр-й СВ и НСВ примерно одинаково).

М.б. достаточно учесть эти два независимых факта. Вот "буду уметь делать" вполне терпимо (хотя, например, Корпус и этого находит считанные единицы), но "уметь" зато хотя бы в целом с НСВ как раз вполне неплохо употребляется и, наоборот, плох с СВ, так что у него выбора нет.
27th-Feb-2013 10:29 am (UTC)
Да, но про НСВ при "мочь" ерунду какую-то написала. "Буду мочь", конечно, одинаково плохо как с НСВ, так и с СВ.
27th-Feb-2013 12:00 pm (UTC)
о! здорово. интересно
27th-Feb-2013 11:11 am (UTC)
Ничего уже не помню из теории, но как носитель точно могу сказать, что на практике эту форму употребляю довольно регулярно, и не могу сказать, чтобы она меня, как носителя, как-то особенно смущала. И уж точно ни "смогу", ни "буду уметь" не являются её абсолютными синонимами.

Edited at 2013-02-27 11:12 am (UTC)
27th-Feb-2013 11:28 am (UTC)
Вообще удивительное дело. Вот я стала писать тут как пример предложение "Надеюсь, что к мюнхенскому фэшу я буду мочь станцевать интермидиат хорнпайп целиком с двух ног", и за это вот "буду мочь станцевать" в письменном виде у меня действительно тут же глаз зацепился. Но устно я это фразу породила буквально на днях в спонтанной речи абсолютно не задумываясь и совершенно не в рамках какой-то языковой игры.

Но, с другой стороны, ну правда ведь, именно это значение никак по-другому не передать. "Смогу станцевать" - это совсем не то - это получается, что к мюнхенскому фэшу будет какой-то момент времени, в который я смогла станцевать этот несчастный хорнпайп. А мне же нужно сказать именно что к этому фэшу я в каждый момент времени буду способна его станцевать целиком с двух ног.
This page was loaded Sep 16th 2019, 11:19 am GMT.